30 нояб. 2025

Моя психология

Практике психотерапии и психологического консультирования, думаю, столько же лет, сколько человеческой культуре, только в разное время эта деятельность имела разные названия.

Лично для меня психотерапия – это искусство. Искусство слушания и помощи другому находить свои личные ответы на главный вопрос любой жизни: «зачем я живу?». Если человек сам так вопрос не формулирует, то для него он будет звучать: «Почему мне так плохо? И как это поменять?»

Когда человеку удается согласовать свою жизнь с собственным смыслом, в ней становится меньше обид и тревог, и гораздо больше любви и благодарности.

Как в любом искусстве, чтобы стать мастером, нужно овладеть секретами ремесла и изучить множество приемов. И вот здесь на помощь приходит психология, как очень молодая еще наука. И, как и в других областях человеческой деятельности, именно искусство создавало запрос на развитие науки, будь то архитектура и математика, астрология и астрономия, живопись с алхимией и химия, философия и физика.

Современная жизнь изменчива, поэтому психологическая практика постоянно должна подстраиваться. Вот почему психологи так много учатся и сами над собой за это подтрунивают, но именно так происходит становление научного подхода к такой неописуемой сущности, как душа человека.

Я начинала свой путь с изучения научного метода познания, с самого его истока – наблюдения за природой. Этому тоже надо учиться, причем с раннего возраста. Я начала в 13 лет с Кружка юных зоологов при Ленинградском зоопарке (непрерывно существует с 1929 года), продолжила на биолого-почвенном факультете СПбГУ (тогда ЛГУ им. Жданова), закончила в 1994 Аспирантуру по кафедре физиологии человека и животных.

Параллельно с обучением в Аспирантуре СПбГУ, я, как вольнослушатель, посещала курс ориенталистики в одном из первых независимых Университетов – Высшей религиозно-философской школе. Курс включал лекции и семинары по истории, философии, психологии, библеистике, а также изучение санскрита и тибетского языков.

Научной карьеры у меня не случилось, но полученные навыки исследования пригодились в перестройку, совсем в другой сфере – в анализе цен на материалы на бурно развивавшемся тогда строительном рынке. Тогда же я на практике получила опыт руководящей работы и ведения переговоров. Мой интерес к психологии впервые возник из этой практической деятельности. Но серьезно учиться я начала только через 10 лет, когда у меня уже была дочь и я осознала, что мне не подходит тот образ родительства, который я вынесла из своего детства.

С 2006 по 2009 год я прошла переподготовку в Международной школе психологии, психотерапии и ведения групп Института психотерапии и консультирования «Гармония» в Санкт-Петербурге, а затем в 2009 - 2014 годах получила диплом по специальности «Танцевально-двигательная психотерапия» и прошла курс «Терапии выразительными искусствами» (creative-arts-therapy) в Институте практической психологии и психоанализа (ИППиП) в Москве.

В 2013-2015 годах я была организатором и участницей курса «Креативный танец и Развивающее движение», проводимого преподавателями ИППиПа в Санкт-Петербурге.

Параллельно, в 2010-2012 годах была организатором и участницей первой учебной группы по Плейбэк театру в Санкт-Петербурге.

Информация обо всех пройденных мной обучениях есть на моей странице на сайте Ассоциации танцевально-двигательной терапии (АТДТ).

Здесь хочу только отметить, что поворотной точкой для моего профессионального становления стало прохождение в 2009-2010 годах курса по «Эмпирической анатомии», где мое знание анатомии, полученное в Университете, стало моим личным опытом проживания собственного тела. Это было мое личное преодоление картезианского расщепления ума и тела, свойственного западной философии. А получение зачета стало моим первым сольным сценическим высказыванием.

С тех пор моей личной философией является художественное исследование. В области сценического выражения я реализую его в своей практике плейбэк театра, а в своей психотерапевтической практике – в искусстве слушания, следования за клиентом и помощи клиенту в нахождении им художественных образов, позволяющих ему/ей осознать и выразить себя и свои обретенные смыслы. Иногда, из этого вырастают реальные художественные произведения: книги, картины, стихи.